«ПТПА»: 20 ключей» к успеху

%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%82-20-%d0%ba%d0%bb%d1%8e%d1%87%d0%b5%d0%b9

В 2011 году было принято решение внедрять в деятельность завода систему «20 ключей». Это был тот период, когда на ПТПА пришло время решать общие для всех бизнесов проблемы: неоптимальные процессы, большое количество потерь, низкий уровень доходности, производительности, разобщенность коллектива.

Сейчас, спустя 5 лет, можно дать объективную оценку самой системы и ее эффективности.

Почему было принято решение о внедрении системы «20 ключей»?

Генеральный директор Чернышев Александр Анатольевич: Мы решили отказаться от стандартной системы управления, функционирующей на нашем предприятии. У нас была задача – найти и внедрить методику, которая помогла бы изменить мышление людей, заинтересовать их в улучшении своей деятельности, изменить позицию в сторону активного участия в жизни компании, т.е. развить их инициативу. Так получилось, что другие существующие методики лишь частично соответствовали нашим целям, а японская программа «20 ключей» дала ответ на главный вопрос: как стереть границы и выстроить активное взаимодействие между цехами и службами, между отделами и бригадами. К тому же, данная система – это не только японский опыт, она успешно работает и в европейских странах, и при этом не противоречит российским стандартам.

В чем отличие «20 ключей» от всех известных систем управления бизнесом?

Одна из важных особенностей системы «20 ключей» – это комплексный подход, объединение различных систем работы по улучшениям (MODAPTS, Бережливое производство и прочих). К тому же, программа предполагает методику поэтапного улучшения, от простого к сложному. Главный акцент в ней делается на объединение коллектива, его усилий, на командную работу. И ещё одно важное отличие системы «20 ключей» в том, что она отвечает на вопрос «как?», т.е. включает в себя различные практические методы и инструменты для реализации постоянных улучшений. Кроме того, она позволяет оценить эффективность работы предприятия в сравнении с лучшими мировыми компаниями.

Каких результатов удалось достичь?

Руководитель управления бизнес-процессами Нефедова Юлия Владимировна: В настоящее время можно смело говорить об улучшении наших результатов. Так, с начала внедрения системы «20 ключей», доходность на одного работника выросла на 45%; объем отгрузки готовой продукции вырос на 10,8%; уровень незавершенного производства снизился на 30%; внеплановые простои оборудования снизились на 12%. Ежегодно происходит повышение уровня квалификации на 10%. Изначально у многих была узкая специализация, на сегодняшний день каждый рабочий владеет в среднем тремя смежными профессиями, а также способен работать не только на своем станке, но и на смежном оборудовании. При этом растет взаимозаменяемость и среди специалистов. Мы достигли такого уровня, при котором возможно замещение работников между отделами. Это важный момент для достижения бесперебойной работы предприятия в случае различных форс-мажоров.

Что же представляет собой система «20 Ключей»?

Система «20 ключей», она же «Практическая Программа Революционных Преобразований на Предприятии», была разработана в 1950 году известным японским специалистом в области выстраивания производственных систем Ивао Кобаяши. 20 ключей – это 20 направлений деятельности (от создания целей до развития технологий), которые применимы к любой организации. Главная задача системы – выявление и ликвидация видов работ, которые не приносят компании добавленной ценности. Таким образом, выявляются слабые/узкие места в деятельности предприятия, после чего разрабатываются мероприятия по усовершенствованию выявленных направлений.

Сегодня эта система применяется в разных странах: Японии, Америке, Германии, Румынии, Молдове и других. Её используют такие компании, как: Siemens, Seiko, Gillette, Parmalat, Gorenje, Henkel, в России — ОАО «ПРОМИС», Дмитровская МТПП, ОАО «Воронежский завод полупроводниковых приборов – сборка», ООО «Диполь».

Как проходило внедрение «20 ключей»? С чего все начиналось?

Первоначально это была идея генерального директора АО «ПТПА» Чернышева А.А. после посещения тематических конференций и других предприятий. Следующим шагом было самостоятельное изучение руководителями материалов по системе «20 ключей». Затем мы обратились за помощью к внешним консультантам, и в 2012 году произошел официальный запуск программы на ПТПА. До 2013 года проходило обучение работников, а с 2014 года и по настоящее время идет активная работа над проектами по улучшениям, в которых участвует большинство сотрудников предприятия.

Как работники восприняли внедрение системы? Как решали возникающие проблемы?

Руководитель службы персонала Никулинская Наталья Вячеславовна: Наша компания при внедрении «20 ключей» прошла путь, свойственный всем компаниям, столкнувшимся с чем-то новым – от полного отрицания до принятия тех идей, которые показались нам полезными. Мы старались максимально приблизить обучение к практической деятельности, только так оно дает положительный результат. На первых этапах мы проводили обучение, решая актуальные проблемы. Когда человек использует новые инструменты, применяя их на практике, он сам видит результат, так появляется заинтересованность в дальнейшей работе с этими инструментами. Обучение строилось по командному принципу, причем его начинали с топ-менеджеров и, только потом шли в коллектив, иначе проводимые мероприятия не имели бы поддержки.

Основная проблема, с которой мы столкнулись, на первый взгляд показалась мелкой, но была существенной для многих сотрудников. Это – увеличение объема документации. Многочисленные планы, оценочные листы и прочее, что поначалу воспринималось как дополнительная работа. И оказалось нежизнеспособным в наших условиях, поэтому в настоящее время мы пробуем оптимизировать документооборот и привязать его к результатам работы. Вместе с объемом документов уходит и восприятие всей системы как дополнительной нагрузки.

Большое значение имеет обобщение лучшей практики и информирование о реализованных проектах. Мы используем самые разные способы: газета, экскурсии по подразделениям, круглые столы, конференции. Благодаря этому, работники не только узнают о способах решения проблем в соседних подразделениях, но и развивают умение преподносить информацию, а значит — повышается культура информационного взаимодействия. Важно чествование успехов, когда персонал чувствует поддержку на всех уровнях управления, уважение результатов своей работы, получает обратную связь. Ведь именно работники являются движущей силой всех идей. Для развития инициативы у нас на ПТПА есть различные способы поощрения: премии, заводские грамоты, занесение на Доску почета, вручение сертификатов на командный отдых, а также возможность представить свои проекты работникам других подразделений завода, делиться лучшей практикой.

Как выстроена система работы с улучшениями?

Руководитель управления бизнес-процессов Нефедова Юлия Владимировна: Сейчас на ПТПА в рамках ключа «Деятельность малых групп» выстроена простая система генерации и воплощения идей: в каждом подразделении создан так называемый «банк идей», где фиксируются все предложения по улучшениям с указанием, кто и когда подал идею. Они касаются разных тематик: от улучшения своего рабочего места, устранения непроизводительных работ до экономии затрат и сокращения цикла изготовления детали либо целого изделия. По итогам месяца выделяются реализованные идеи, и из них в каждом подразделении выбирается 3 лучших, авторы которых получают премию. Так, в 2015 году на ПТПА в общей сложности было реализовано около 9000 идей. С 2012 года инициативность сотрудников возросла в 10 раз.

Идеи, дающие серьезный экономический эффект, рассматриваются уже в рамках другого направления – ключа «Экономия энергии и материалов». Специальная комиссия анализирует предложение по определенным критериям и принимает решение о его экономической целесообразности и эффективности, а потом и о размере вознаграждения.

А если проблема серьезная и в генерации идей принимает участие несколько человек?

Для сложных проблем применяется такой инструмент, как проект интенсивного воздействия: небольшая группа работников в течение определенного периода времени устраняет конкретную проблему. Если в 1 полугодии 2015 года было 4 проекта, то в 1 половине 2016 года было реализовано уже 20, а во втором полугодии запущено 28 проектов. Сейчас, по сравнению с началом внедрения, в эту деятельность вовлечены все подразделения ПТПА.

В качестве примера таких проектов можно привести проект по сокращению цикла изготовления кранов шаровых Ду 150. Изначально были проблемы по соблюдению сроков поставки изделий заказчику, излишние логистические петли, а также большой процент непроизводительных работ до 30% рабочего времени, и отсутствие необходимого уровня технологической подготовки производства. С помощью инструментов системы «20 ключей» удалось эти проблемы решить и сократить цикл изготовления на 20%, соответственно, произошло увеличение количества выпускаемых кранов шаровых Ду 150 в месяц.

Проекты есть самые разные: от непосредственно влияющих на цикл производства продукции до сокращающих время на поддерживающую деятельность. Например, проект сокращения затрат по статье «Декларирование и таможенное оформление». Передав менеджеру по таможенному оформлению функции таможенного представителя, до этого времени выполняемые сторонней организацией, предприятие сэкономило за полугодие до 600 тыс.руб.

В перспективе мы ставим перед собой амбициозные цели по дальнейшему улучшению показателей, повышению гибкости организации, её быстрой адаптации к меняющимся требованиям рынка. Мы стараемся всегда следовать принципу постоянного совершенствования.

Именно такой подход к развитию предприятия и предлагает система «20 ключей».

П.Д. Баграмова
специалист по персоналу
АО «ПТПА»